?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share
Автомобиль как роскошь
vitamin_che
Один из комментариев получился очень уж длинным и подробным, поэтому вынесу его в отдельный пост.

stalker_neo 11 декабря 2018, 13:15:37

Если уж говорить о "претензиях" к союзу, так это то, что частный автомобиль возвели в ранг элитной вещи. Вместо средства передвижения. Во первых цена порядка 7000р - это зарплата инженера за 4 года. Во-вторых унизительные очереди. У меня мама, работник АвтоВАЗа на машину почти 10 лет стояла, пока в семье был бэушный запорожец. Вся "ненависть" к прошлой эпохе именно из за унижения человека. Нельзя было просто заработать и просто купить. Все эти очереди, знакомства, подхалимство из за вещей.... (вспоминая кинематограф, тот же фильм Гараж).

Сейчас машина это меньше годовой зарплаты квалифицированного служащего, и просто удобная вещь. Лениво покупать и содержать - бери напрокат и катайся.

1) Личный автомобиль и сейчас, давайте уж будем честными, у значительной части населения - в первую очередь статусная вещь, и только во вторую - средство передвижения.

2) Очереди, знакомства, подхалимство и т.д. - это были ПРОБЛЕМЫ советского государства, которые общество признавало и боролось с ними. Нынешние же критики-антисоветчики ставят эти проблемы в вину советскому строю в таком ключе, как будто эти проблемы были сознательно культивируемы советским обществом. Но это ложь. Как раз размах этих проблем говорил о том, что общество свернуло с коммунистического пути в эгоистическо-либеральный. Кстати это хорошо видно уже в том, что всё, кроме очередей, никуда не делось и цветёт махровым цветом в нашем настоящем.

3) Цена в 7000 рублей говорит о том что автомобиль - не жизненно важный объект владения. И его цена - политическая. В социалистическом обществе жизненно важные блага и ресурсы распределялись бесплатно или за символическую цену, а роскошь и необязательные вещи - за высокую цену. Согласитесь, что несмотря на кратно выросшее количество "средств передвижения", большинство граждан стали передвигаться МЕДЛЕННЕЕ чем 30 лет назад.

4) Структура доходов. О которой нам забыли рассказать когда зазывали к витринам с 300 сортами колбасы. И сейчас стыдливо забывают включить в расчёты вспоминая о "дороговизне" в СССР. Несмотря на вышеприведённые красивые циферки, инженер всё-таки, как правило, мог отложить на автомобиль 7000 рублей, а современный квалифицированный служащий как правило - не может. Потому что у инженера обязательных трат было 20% от его зарплаты, а у квалифицированного служащего - 80%. И если служащий и покупает новый автомобиль, то в основном в кредит, а значит его период "накопительства" становится ещё длиннее, и значительно. А чаще покупает автомобиль просто б/у. Что ярко иллюстрирует средний возраст наших авто 12,5 лет из исходного поста. Кстати, страждущие средств передвижения в СССР вполне могли купить и покупали без очередей б/у автомобиль. Очередь была именно на новые автомобили.

5) А почему, собственно вы сравниваете покупательскую способность обычного советского инженера с покупательской способностью КВАЛИФИЦИРОВАННОГО служащего? Давайте уж возьмём обычного современного служащего со средней зарплатой 20 тыс. руб. Ну или квалифицированного советского рабочего с зарплатой 500 руб.? Вот тогда сравнение станет справедливым. Но станет уж совсем не в вашу пользу.


  • 1
я помню, что накануне "перестройки" (кода "Жигуль" стоил примерно 6, а "Москвич" - 4 т.р., при начальной ЗП инженера = 120 руб.) мы купили дачу в городской черте (6 соток с домиком) за 300 рублей...
а через несколько лет купили "видик" за 4 т.р., а потом продали его за столько же и купили на эти деньги новый "Чезет"...
всё относительно, надо делать поправку на научно-техническое развитие, улучшение качественно и увеличение количественно (что ведёт к удешевлению) электронной и автомобильной продукции
то есть, прогресс тоже влияет на цены - относительно уменьшает на одни товары и ...
и есть вечные ценности - недвижимость и земля, которые в СССР были (СРАВНИТЕЛЬНО) дешевле...
а если взять систему получения БЕСПЛАТНЫХ КВАРТИР (кроме кооперативных) на производстве (особенно) и не только...
а вот телефон установить было проблема (городской), зато он на фиг щас никому не нужен...
а у младшеклассников - навороченные гаджеты
это же не обязательно от богатства в каждой семье?
просто модельки дешевеют, б/ушные, распродажи всякие...
теперь по питанию...
не знаю, как в других местах, а в Ростове до 90-х годов рыба и раки вообще за еду не считались, а с мясом были определённые (но решаемые) проблемы, а сейчас рыба по стоимости у нас обогнала мясо...
раков ели целыми днями, варили вёдрами на печке, а сейчас редко и по большим праздникам можно себе позволить...
так же и с чёрной икрой (Азовское море и Каспий рядом) - всё детство ел её ложкой из 3-х-литрового баллона, а щас уже и забыл когда...
так что, всё - относительно!


Edited at 2019-02-12 05:26 pm (UTC)

Абсолютно согласен, земляк. Любое сложное явление (а в социальных отношениях вообще кажется что-либо простое отсутствует) нужно оценивать по множеству критериев (например цена, доступность, качество, востребованность и т.п.) и с учётом множества факторов (время, научно-технический прогресс, изменение общественных отношений, окружающая обстановка, влияние внешних сил, общественная мораль и т.д. и т.п.).
Это только у необразованных, дремучих людей всё просто и всё легко делится на чётное и белое. А если начинать серьёзно думать и анализировать, то мир уже не так прост.

"логика" у описанных Вами выше умников такая - надо было сдать Ленинград и спокойно пить пиво!
а то что в планах гитлера было полное уничтожение города и его жителей это им "НЕ ИЗВЕСТНО"!

да, по качеству медобслуживания тоже не могу утверждать (но, опять же, прогресс идёт!), а вот по его бесплатности...
также и обучение
нас в школе ещё (не говоря об институте) так натаскали, что я до сих пор помню все столицы почти всех государств (с Африкой только проблемы небольшие), так же и по физике, математике, литературе (очень много читали-писали), английскому, истории...
а недавно столкнулся с ...
как бы это сказать поточнее...
короче проводил уроки географии в старших классах (будучи на усилении преподавательского состава) и в шутку спросил у "детей" - "Скажите, а где Север? Покажите!"
просто так, проходная фраза (думал я)!
но ВСЕ поплыли!
кто-то вообще не знал, а кто-то неуверенно показывал правильно (меньшинство) и то, ИМХО, просто направление указания оставалось свободное...
к чему это я? ну, просто обучение и медобслуживание сейчас же тоже - "товар" (услуга), денег стоит...

  • 1